соседний стеллаж

Ко Дню рок-н-ролла: рок-музыканты, изменившие мировую культуру

Сейчас рок-музыка уже не так популярна как когда-то, и постепенно уступает свои позиции новым жанрам. Но в своё время — это была революция. Она стала голосом молодёжи, изменила жизнь целого поколения. И сегодня, в международный день рок-н-ролла, мы предлагаем вспомнить рок-музыкантов, которые своим творчеством смогли изменить ход истории.

Элвис Пресли

Elvis Aron Presley (Элвис Пресли) был первой суперзвездой рока и сейчас является культовой фигурой того времени. Своей музыкой он произвёл такой переворот в умах людей XX века, который не снился до этого никому. 

В январе 1956 года вышел сингл Элвиса «Heartbreak Hotel», положивший начало общенациональной славе нового молодого кумира. Пуританская Америка была поражена скандальным имиджем молодого певца. Появление Элвиса Пресли — подлинный тектонический сдвиг в мире молодёжной моды. Его музыка, танцы, рок-н-рольный стиль в одежде стал отражением молодёжного бунта того времени и сильно контрастировал со старомодным миром взрослых.  

Чак Берри

Долгое время считалось само собой разумеющимся, что музыку и слова пишут специально обученные для этого композиторы и авторы, а певец является лишь ретранслятором. Однако в Чикаго был человек, который всё сочинял сам — и слова, и музыку. 

Chuck Berry (Чак Берри) имел, что сказать. И говорил он это ясно и остроумно. Он первый чётко заявил о том, что рок — не временная мода. Чак Берри был первым автором в роке, который действительно хотел что-то сказать. Наряду с Элвисом, он был наиболее влиятельным артистом рок-н-ролла. Более того, он один из самых влиятельных артистов рока вообще. Всякий раз, когда рок заходит в тупик, кто-нибудь возвращается к корням, вновь открывает энергию, остроумие, оригинальность Берри и черпает в нём вдохновение.  




The Beatles

Сложно себе представить кого-то, кто ещё бы так изменили как музыкальные традиции, так и культуру в целом, сильнее, чем в своё время это сделали Битлз. Они фактически определили то, как будет развиваться музыкальная индустрия на годы вперёд. Они олицетворяли собой новый рок-стиль и новую эру. Они дали року второй мощный импульс. Они превратили пустую развлекательную музыку, исполнявшуюся слащавыми марионетками, в целую субкультуру. Участники группы Битлз, как и Чак Берри сами писали для себя текст и музыку. Их грандиозный успех навсегда покончил со старой практикой, когда продюсер держал исполнителя за горло, навязывая то, что считал потенциальным хитом, а не то, что подходило исполнителю. 

Они полностью изменили коньюнктуру грамзаписей: если в начале 60-х коммерциализм рока был сосредоточен на пластинках малого формата — синглах, то «Сержант Пеппер» положил начало новому подходу — он продемонстрировал возможности альбома для реализации крупномасштабных замыслов. Битлз уже не хватало двух минут, для того, чтобы рассказать все, что они хотели. Каждая песня стала кирпичиком в общем замысле, где каждая песня была уникальной и дополняла остальные. 

В добитловскую эру, когда исполнитель находил удачный формат, он придерживался его и дальше, таким образом все его песни были практически одинаковыми. Именно ливерпульская четвёрка (Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Старр) принесла ценность новизны в музыку, ценность поиска новых звучаний и смыслов. Студия теперь стала полем для экспериментов, местом для поиска новых способов записи и извлечения звуков. Они всегда менялись и двигались вперёд, как и их музыка. Сейчас ругать исполнителя за самоповтор стало нормой, и за это стоит поблагодарить Битлз. 

Раньше всё творчество было преимущественно сольным, именно с Битлз начинается эпоха групп. Но при том, что они работают в команде, у каждого остаётся уникальный характер и свой собственный взгляд на мир, в группе у каждого появляется своя роль. Например, роль лидера группы, которым для Битлз стал Джон Леннон. 

Как правило, если говорят о том, как Битл изменили мир, то говорят и о Битломании, сильной, граничащей с сумасшествием и любовью к группе. Помешательство впервые стало носить настолько массовый характер, музыканты стали выступать на стадионах, чтобы вместить всех своих фанатов. Сейчас подобное кажется обыденностью, но именно Битлз столкнулись с этим впервые. Это сильно подкосило артистов. Настолько, что они на время даже перестали давать концерты. 

Rolling Stones

Rolling Stones и Beatles на раннем этапе шли примерно одинаковым путём, играя в маленьких клубах перед своими фанатами и постепенно расширяя круг поклонников. Но c самого начала между этими группами было серьёзное различие, которое со временем становилось всё более очевидным. Битлз пусть и неохотно, но всё же шли на компромисс — если не в музыке, то в одежде, втиснувшись в стильные костюмы. В это время Rolling Stones не только не шли на компромиссы, но и смогли добиться популярности, раздражая взрослых, оскорбляя власть и вообще плюя на всех и вся. Они целенаправленно делали всё, чтобы представить себя в как можно более дурном свете. Вели себя агрессивно, неприветливо, уродливо. Но это нравилось подросткам. И пусть в своё время они не смогли обойти по популярности Битлз, но идея того, что чем хуже, тем лучше, оказала влияние на развитие всей рок-музыки в дальнейшем. 

 Боб Дилан 

В истории рока Боб Дилан — третья великая фигура. По славе и влиянию он единственный, кого можно поставить рядом с Пресли и Битлз. У него были те же музыкальные корни, несмотря на то, что в течение ряда лет он намеренно отвергал их. 

Всё изменилось с выходом альбома «Свободный Боб Дилан». Альбом явился откровением и во многих отношениях освобождением. Он показал то, что можно петь о том, что тебя волнует, можно петь о себе, говорить, что тебе плохо, если тебе плохо. Он изменил природу популярной песни, сломал её формат и структуру: отныне песня могла быть сколь угодно длинной, сколь угодно туманной и загадочной. Она могла быть стрелой Амура или колючим шипом ненависти. Боб Дилан заново переписал грамматику рок-песни, подобно тому, как Джеймс Джойс переписал правила романа. Он был единственным рок-сочинителем, которого без всяких оговорок можно назвать поэтом. 




Doors

 Популярная музыка всегда отражает ту эпоху, когда она создавалась. А в конце 60-х настало непростое время. Это было время бурных страстей и беспорядков, гнева и насилия, страха и безнадёжности. Всё чаще происходили массовые столкновения между молодёжью и властями. 

Музыка стала более тяжёлой, более резкой, а поведение рок-музыкантов становилось всё более провокационным. Одним из наиболее известных представителей этого времени стала группа The Doors. Они ломали всяческие табу, преступая границы дозволенных норм. Джим Моррисон, лидер группы, указал путь, по которому в дальнейшем пошла молодёжь и рок — путь бунта, радикализма и протеста. 

Pink Floyd

Протесты не остались незамеченными. Они наказывались преследованиями, репрессиями полиции, арестами лидеров. Молодёжь ушла в подполье, как и музыка. Зарождался андерграунд. 

Такие группы, как Pink Floyd, Tyrannosaurus Rex, Soft Mashine, исполняли усложнённую, психоделическую, экспериментальную музыку, тяготевшую к свободным джазовым формам. Pink Floyd известна своими продолжительными композициями, объединенными в единый альбом, где каждая новая песня была связана с предыдущей общим замыслом. 

Рынок рока начал дробиться. «Умный рок» Pink Floyd оторвался далеко вперед от народных масс. Интроспективность музыки, высокомерная самоуглубленность музыкантов оставляли большую часть зрителей равнодушными. С 1968 года рок воспринимал себя, да и к нему тоже относились излишне всерьёз. Музыканты рассматривали своё творчество, цели и намерения с такой важной глубокомысленностью, что не будь это всего лишь жалким самообольщением, это было бы просто смешно. 

Led Zeppelin   

В 70-е годы рок-музыка достигла небывалой до этого популярности, а самой известной группой этого жанра стала, несомненно, Led Zeppelin. Они стали чем-то гораздо большим, чем просто рок-группа. За год они зарабатывали больше, чем некоторые африканские страны. Число зрителей, посетивших их концерты, не поддавалось никакому подсчёту. За короткое время они стали суперзвездами, гиперзвездами, мегазвездами. 

Они были настолько популярными, что не смогли справиться с этим. Всё чаще рассказывали об их высокомерном поведении. Они теряли свой сияющий ореол и стремительно превращались в объекты презрения. Всё это способствовало тому, что люди чаще разочаровывались в своих кумирах, считая их статус преувеличенным и незаслуженным. Всё больше людей с отвращением взирали на роскошную жизнь сильных суперзвезд и супергрупп типа Led Zeppelin. Рок-н-ролл возник как эхо уличного шума, к концу 70-х от него ничего не осталось.  

Nirvana 

В конце 80-х в рок-музыке вновь наступил кризис. Жанр перестал развиваться, застряв в прошлом. Но уже в 1991 году случился новый прорыв — вышел второй альбом группы Nirvana «Nevermind». Всем сразу стало ясно, что он принадлежит к числу пластинок, изменивших мир, и задаст тон всей гитарной музыке 90-х. Так и случилось. 

Песни группы были рождены скукой маленького городка, где родился Курт Кобейн, лидер группы, и наполнены отвращением к поп-культуре. Nirvana стала голосом поколения, потерянного поколения. Манифестом к глобальным переменам в мире. Курт Кобейн говорил простым и прямым языком молодёжи о серьёзных и актуальных проблемах общества. 

Успех группы стал толчком к развитию альтернативной музыки, что определило развитие музыки в 90-х и начале 2000-х годов. 

Анна Батоногова


Источники:
1. Паскаль Джереми. Иллюстрированная история рок-музыки
2. Игорь Цалер. 100 легенд рока. Живой звук в каждой фразе
3. Британская музыка от хора до хардкора. Как The Beatles изменили мир. (https://arzamas.academy/special/britmusic)