«ЧЕЛОВЕК РОЖДАЕТСЯ ЖИТЬ, А НЕ ГОТОВИТЬСЯ К ЖИЗНИ».
К ЮБИЛЕЮ Б. ПАСТЕРНАКА 

Борис Пастернак – великий русский поэт, писатель и переводчик, прожил долгую жизнь, но, к сожалению, оставил после себя не так уж и много. Его лирические произведения умещаются в один большой том. Объясняется это просто: творчество требует много времени, а его поэту катастрофически не хватало. Сегодня мы отмечаем его 130-летие. В России и за рубежом он известен как один из наиболее значимых писателей XX. Всемирно прославился он благодаря своему роману «Доктор Живаго», получившему Нобелевскую премию по литературе в 1958 году. 

«Человек рождается жить, а не готовиться к жизни»

Быть поэтом – это не занятие, не увлечение и не профессия. Это не то, что человек может добровольно избрать. Наоборот, поэзия – это судьба, которая сама выбирает. Так случилось и с Пастернаком. Пастернак – личность многогранная, и к писательству жизнь привела его не сразу. При жизни он мог прославиться не только как поэт и писатель. Культура была неотъемлемой частью писателя с самого рождения, оставив глубокий след в его творениях.

Он родился в творческой семье: пробовал себя в живописи, долго занимался музыкой, учился на философском факультете. Отец Пастернака, Леонид, был художником-импрессионистом, мать, Роза Кауфман, – пианисткой. Нередки в доме были камерные концерты, куда приглашались знаменитые интеллигенты того времени – друзья родителей Пастернака: И. Левитан, М. Нестеров, С. Иванов, Л. Толстой и многие другие.

Пастернак не раз повторял, что всем в жизни он обязан родителям. Но взгляды на воспитание подрастающего сына у родителей были разные. Глава семейства наставал на скорой самостоятельности, а мать, наоборот, баловала и поощряла увлечения сына. Так, в 1911 году она передала сыну 200 рублей – сумму на то время немыслимую. На эти с трудом сэкономленные деньги Пастернак год учился в Марбургском университете, изучая философию.

С малых лет Б. Пастернак проявлял склонность как к рисованию, так и к музыке. Живопись, однако, увлекала его не так сильно. А вот с музыкой дела обстояли иначе. Благодаря матери будущий поэт познакомился с композитором А. Скрябиным, привившим ему страстную любовь к музыке. «Жизни без музыки я себе не представлял», – писал позднее Пастернак. И, действительно, в юности он собирался связать жизнь с композиторской деятельностью, готовясь к консерватории. Но в начале 1910-х годов Пастернак неожиданно бросает все свои увлечения и занятия, и уходит, можно сказать, в никуда – в поэзию. 

«Как хорошо на свете! – подумал он. – Но почему от этого всегда так больно?»

В жизни писателя было много удивительных фактов биографии. Когда Борису исполнилось восемь, с ним произошёл несчастный случай – он упал с лошади. Метр вправо, метр влево, и всё могло закончиться трагически. Но ему повезло: пострадала только нога, которая срослась с укорочением. О военной службе не могло быть и речи.

Первые своих стихи Пастернак начал писать, когда ему было 19 лет. Тогда он воспринимал их «как несчастную слабость и ничего от них не ждал». Свои первые осмысленные шаги на литературном поприще Пастернак делал уже в 1912 году, примыкая к авангардистским литературным группам – «Лирике» и «Центрифуге». В их рядах он, впрочем, не задерживался: не желал загонять себя в рамки ни одного из направлений. В 1914 году вышел его первый сборник стихов – «Близнец в тучах». Именно с этого официально началась его поэтическая деятельность. В нём разглядели уникальный голос русской лирической поэзии с выходом других стихотворных сборников: «Сестра моя – жизнь» (1922) и «Темы и вариации» (1923). 

«Жизнь прожить — не поле перейти!»

Особую роль в судьбе писателя сыграла Марина Цветаева. Их объединяло многое: оба вышли из интеллигентных профессорских семей, оба получили хорошее образование и страстно любили поэзию. Долгое время они вращались в одной среде, но всегда им что-то мешало заговорить друг с другом. Образовавшийся барьер между ними был сломлен после эмиграции Цветаевой в Берлин, когда между ними завязалась долгая и трогательная переписка. Это был настоящий роман в письмах.

Пока тебя помнят вгибы локтей моих, пока еще ты на руках и губах моих, я побуду с тобой. 

Помимо поэзии Пастернак также занимался и переводами, которые сегодня отечественный читатель заслуженно считает классическими. С детства Пастернака обучали английскому, французскому и немецкому языкам. Именно он впервые перевел «Гамлета», не обходя стороной и другие известнейшие работы У. Шекспира, например: «Ромео и Джульетту», «Отелло», «Короля Лира». Другим известным его переводом считается «Фауст» И. Гёте. Более того, он неплохо владел грузинским языком: среди других его переводов есть стихотворения таких поэтов, как Г. Леонидзе, Т. Табидзе, П. Яшвили, Н. Бараташвили. 

Отдельного внимания стоит его «магнум опус» – прозаический роман «Доктор Живаго», из-за которого Пастернак впоследствии оказался под политическим и общественным гнётом Советского Союза. В связи с введением цензуры в стране до публикации роман допущен не был, поэтому Пастернак попытал удачу за границей, отправив рукописи в Италию. Переведённый «Доктор Живаго» набрал на Западе колоссальную популярность, и в скором времени писатель получил Нобелевскую премию. На Родине, однако, эти новости вызвали волну критики в адрес писателя: роман посчитали антисоветским, порочащим как революцию, так и людей, что её творили. С получением премии Пастернак стал изгоем в собственной стране: его исключили из Союза писателей, тем самым лишив средств к существованию; общество его порицало, правительство единогласно выступало за высылку Пастернака. В письме к Н. С. Хрущеву писатель заявил, что отказывается от премии.   

«Я не мыслю своей судьбы отдельно и вне её [России]… Выезд за пределы Родины для меня равносилен смерти». 

Ещё в 1952 году Пастернак перенёс инфаркт миокарда, после чего ему долго пришлось приходить в себя. Но скандал, связанный с романом, окончательно подкосил его здоровье. В 1960 году писатель, и так ослабленный, обнаружил у себя рак лёгких. Пастернак умер в Переделкине 30 мая 1960 года, и, несмотря на гонения со стороны Советского Союза, почтить его память пришло много людей: как близкие, друзья и ученики поэта, так и незнакомые с ним лично, но в одинаковой степени ценившие его творчество. Ближе к распаду СССР его творчество постепенно «реабилитировали». Нобелевскую премию, пускай и посмертно, но передали Евгению, сыну Пастернака, в 1989 году.

Сегодня Борис Леонидович Пастернак считается одним из ярчайших и наиболее самобытных представителей русской лирики XX веке. Пройдя сложный, извилистый путь в поисках себя, он оставил завораживающее философски и эстетически наполненное творчество.  



К 130-летию Бориса Пастернака
Марина Тюрьмина